Интервью с дизайнером телешоу, выпускницей одного из ведущих вузов Милана Кэти Степановой.
Кэти Степанова более 17 лет в сфере создания интерьеров. Она сотрудничала со звездами шоу-бизнеса и футбольными командами, работала дизайнером телешоу. Сейчас Кэти преподает в академии дизайн-профессий Pentaschool, занимается разработкой частных проектов в собственной студии. В интервью она рассказала, как выбрать интерьер дома, какое направление можно считать универсальным и что делать, если клиенту нравятся все стили одновременно.
Что важнее для выбора стиля интерьера дома: архитектурный ансамбль или пожелания клиента? Что делать, если два эти критерия сильно расходятся?
Важнее опираться на архитектуру дома. Если эти два критерия сильно расходятся, совместить их не получится. Представьте, что муж хочет один автомобиль, а жена другой. Ведь никто не будет выпускать на заводе гибрид Mercedes-Benz и LADA Kalina. Так и в архитектуре. Например, можно чуть «успокоить» классику или ар-деко, сделать их более современными. Но совместить несовместимое вряд ли получится.
Как вы считаете, важно ли, чтобы экстерьер дома был выполнен в единой стилистике с интерьером? Или это не обязательно? Может интереснее сделать сюрприз для того, кто впервые входит в здание?
В первую очередь необходимо опираться на архитектуру, чтобы не было диссонанса. Дом изнутри и снаружи — одно целое. Не нужно стараться совместить все и сразу в одном объекте.
Я как дизайнер люблю переносить элементы из экстерьера в интерьер для создания дополнительной связи, единой линии. Например, в моей практике был дом с фасадом из красного кирпича. Такой же клинкер я «впустила» в комнаты. Фасад и интерьер стал одним целым. Появилось единое восприятие внутреннего и внешнего.
Совет! Так же можно поступать и с разными архитектурными элементами: колоннами, пилястрами, лепниной. Посмотрите на исторические здания, которые создавались великими мастерами. Все дома построены в одном стиле как снаружи, так и внутри.
Жилье должно быть в первую очередь комфортным для его хозяев
Если говорить о сюрпризе, у меня возникает вопрос: для кого строите дом, какая у вас цель? Если стоит задача удивить гостей интерьером, то неожиданности вполне возможны. Но, на мой взгляд, для этого есть специальные увеселительные заведения. Готовы ли вы превращать свой дом в аттракцион или все же хотите, чтобы ваше жилье было комфортным?
Да, есть эксцентричные люди. Например, Сальвадор Дали, у которого дом при жизни уже был похож на музей. Но для такого решения необходимо обладать смелостью и безупречным вкусом.
Как помочь клиенту определиться со стилем, если он говорит, что ему из предложенного вами ничего не нравится?
Крайне редко попадаю в такие ситуации. В этих случаях прошу клиента самостоятельно поискать то, что нравится. Рассказываю об источниках, где можно найти качественные фотографии. Жду результата.
А если клиенту нравятся абсолютно все направления, и он не знает, что ему выбрать? Предложите комбинировать стили или уйти от всего, остановиться на чем-то распространенном и современном?
Огромное счастье, когда клиент хочет все. Это значит, что в человеке есть некая страсть. С ним легко будет работать, в отличие от предыдущей ситуации с «нехочухами». Чтобы помочь заказчику определиться, в моей студии предлагается большой тест. Клиент отвечает примерно на 300 вопросов. Важный момент — тест для каждого человека свой, с индивидуальными примерами. Зато после анкетирования мы получаем четкие и конкретные предпочтения.
Универсальный стиль для творческого интерьера
Какой, по вашему мнению, универсальный стиль? Классика? Может, неоклассика?
Если мы говорим об универсальности как о том, что нравится большинству, это скорее неоклассика. И современные стили. Такие, как минимализм или интерьерное направление хай-тек.
Я не люблю оперировать такими понятиями, как универсальность. Особенно когда мы говорим об оформлении помещений. Ведь дизайн частных интерьеров — это все-таки не массовый продукт. У каждого заказчика свои пожелания и предпочтения. Дизайн-проект можно сравнить с пошивом платья у портного. Нет одного «универсального» фасона. На каждую фигуру будет свой крой и цвет. Так же и дом — он отражает личность человека, поэтому двух одинаковых интерьеров быть не может.
Сочетание классической лепнины и современной мебели
Какие дизайнерские приемы используются, если нужно сделать плавный переход от одного стиля к другому?
Если речь о плавном переходе (например, в кухне классика, а в гостиной современный стиль), необходимо предусмотреть объединяющие элементы во всех помещениях. Такими деталями могут стать двери, лепнина, напольное покрытие.
Я не люблю совмещать стили в рамках разных помещений одного дома или квартиры. Лучше сочетать направления интерьера в комнатах. Например, скомбинировать классическую лепнину и современную мебель. Получится интереснее и динамичнее.
Какие стили интерьера вы относите к молодежным, а какие — к семейным? Почему?
Тут очень многое зависит от семьи. У меня были заказчики, которые в 20 с небольшим лет хотели «махровый» стиль ар-деко, и встречались взрослые семейные пары, обожающие тенденции интерьерного минимализма. Поэтому в наше время такое деление будет весьма условным. Однако современные стили традиционно считают молодежными, а классические ассоциируют с людьми постарше.
Условное деление связано с обретением некой философии, и с тем, что все классические стили интерьера дороже в реализации. Они предполагают использование натуральных материалов и сложных архитектурных элементов.
Важно! В современных стилях все проще. Например, вы можете даже оставить строительную отделку — бетонные стены или потолок. Или выбрать недорогие материалы и мебель из пластика, нарисовать на стене граффити.
Серая ваза в современном интерьер
Что делать, если у клиента специфический вкус? Например, он хочет что-то экстравагантное, идущее вразрез с художественным профессионализмом дизайнера?
Я думаю, если заказчик тщательно подошел к выбору подрядчика, то такой ситуации не должно случиться. Клиент смотрит портфолио дизайнера, затем обсуждает с потенциальным исполнителем свои пожелания. Обе стороны должны на этапе знакомства понять, на одной ли они волне и как дальше сотрудничать. Одно могу сказать точно — я не работаю с проектами, которые мне не по душе.
Важно ли следовать за модными стилями или лучше руководствоваться тем, что действительно по душе?
Конечно, лучше опираться на то, что нужно именно вам, а не следовать за модой. Интерьер — не платье. Вы не будете менять его ближайшие 5-10 лет. Но и внедрять устаревшие тенденции в стиле 2000-х тоже не стоит. Это уже признак плохого вкуса.
Правда ли, что от готического стиля лучше отказаться, потому что он очень мрачный? Как сделать так, чтобы он смотрелся более уютным, а хозяева от него не сильно уставали?
Готический стиль интерьера — тенденция очень на любителя. Как правило, если он нравится, то привлекает в своем первозданном виде. У меня за почти 18 лет практики не было ни одного клиента со специфическими пожеланиями. Зато помню экспериментальный проект в так называемой «светлой готике». Поскольку я специализируюсь на дизайне белых интерьеров, было интересно посмотреть, что из этого получится.
Я взяла за основу готическую архитектуру с ее стрельчатыми окнами и утонченными розетками. И решила воплотить декор в белом цвете. На мой взгляд, получилось весьма интересно, необычно и не мрачно. Возможно, кому-то подойдет такой вариант.